МАСТЕРСКАЯ

ОБСЛУЖИВАНИЕ 1С УДАЛЕННО по Москве, СПб и всей России

ОБНОВЛЕНИЕ И ДОРАБОТКА КОНФИГУРАЦИЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА В 1С


СТАТЬИ


ERP / Управление запасами

Аварийные и текущие запасы: зачем необходимо разделение?

Виталий Роженюк
, 13 августа 2013

Про классификацию запасов, позволяющую организовать эффективный учет и контроль запасов. О видах запасов, пользе от их разделения и специфике учета запасов разных видов.


Давайте предположим, что мы осознаем выгоды от создания некоторого запаса ТМЦ на предприятии. Про причины мы рассуждали при выборе оптимальной схемы обеспечения материальными ресурсами. Попробуем конкретизировать, какие виды запасов целесообразно иметь и почему.

АВАРИЙНЫЙ ЗАПАС

Поломки оборудования и аварии были и будут всегда. Даже самое передовое оборудование и идеальная схема управления не гарантируют, что ничего не сломается в самый неподходящий момент. Мы не можем повлиять и на возникновение природных явлений, стихийных бедствий. Но мы можем заранее подумать о минимизации последствий: быстром проведении ремонта, устранении аварии, замены вышедшего из строя оборудования на резервное и т.д. Вот для этого и нужен аварийный запас.

Иногда аварийный запас необходим, иногда полезен. Полезен или необходим зависит от последствий, которые будут в случае его отсутствия (значимости финансовых потерь, последствий для экологии, технологического процесса, охраны труда, риска порчи прочего дорогостоящего оборудования и т.д.).

Необходимо понимать, что избыточные аварийные запасы крайне вредны с финансовой точки зрения. Ведь на них не должны распространяться ограничения на срок хранения, т.к. заранее не известно, когда они пригодятся. А значит, аварийные запасы – это "мертвые" деньги. Вроде бы сырье, запчасти, резервное оборудование, а в производственном цикле не участвуют. Следовательно, первая выгода от нормирования аварийных запасов – быстрый и простой контроль их наличия.

Сама специфика аварийного запаса говорит о том, что контролировать его оборачиваемость бессмысленно, поэтому очень важно в учете отделять аварийные запасы от прочих. Иначе будет потеряна возможность контролировать оборачиваемость и других запасов. В этом и состоит вторая выгода нормирования аварийных запасов (именно нормирования, а не самих запасов): норматив аварийного запаса нужен для контроля прочих видов запасов, ведь всё, что не является аварийным запасом не должно залеживаться.

Нормативы на аварийные запасы (сколько чего необходимо) должны разрабатываться и предлагаться для утверждения теми службами, которые отвечают за последствия от их отсутствия. Например, для промышленных предприятий это производственные службы, технический директор. А вот подтвердить решение о целесообразности создания запасов в предлагаемом объеме может только первое лицо предприятия, которое берет на себя ответственность при согласовании инвестиций на создание аварийного запаса с акционерами, владельцем бизнеса.

ТЕКУЩИЙ ОБОРАЧИВАЕМЫЙ ЗАПАС

Адресные закупки не всегда удобны, т.к. сильно повышают нашу зависимость от срыва сроков поставки, растягивают время от момента возникновения потребности до получения ТМЦ, усложняют планирование. Значит желательно иметь небольшой "текущий" запас, который постоянно будем тратить и восполнять. Назовем его текущий оборачиваемый запас.

Крайне важно донести до исполнителей, что деньги не должны лежать "мертвым грузом". Купленные и хранящиеся без движения товары (запасы) – это "замороженные" средства предприятия, часто кредитные. Всё излишнее время хранения мы теряем деньги! Поэтому даже названием этого вида запасов важно подчеркивать требование их оборачиваемости. Текущие запасы должны всегда оборачиваться! Если нет гарантии оборачиваемости – это не текущий оборачиваемый запас.

Объем текущих оборачиваемых запасов зависит от частоты закупки требуемых материалов. Например, при восполнении запасов раз в квартал рекомендованным объемом текущих оборачиваемых запасов может быть прогнозируемый усредненный расход ТМЦ за 90 дней, но не более гарантированного расхода за шесть месяцев. Имеем возможность покупать чаще – сокращаем текущий оборачиваемый запас.

Простота контроля оборачиваемости текущего оборачиваемого запаса – один из бесспорных аргументов в пользу нормирования запасов. Очень легко донести до исполнителя требования к сроку оборачиваемости текущего запаса, а также проверить фактические сроки хранения позиций, относящихся к этому виду запасов.

ПРЕИМУЩЕСТА ОТ НОРМИРОВАНИЯ АВАРИЙНОГО И ТЕКУЩЕГО ОБОРАЧИВАЕМОГО ЗАПАСА

Вот некоторые из бесспорных выгод, которые можно получить от количественного попозиционного нормирования аварийного и текущего оборачиваемого запаса:

1. При возникновении потребности в материалах из запаса их можно сразу же получать и расходовать, не дожидаясь закупки. Даже выдача со склада или из кладовых может проводиться по лимитно-заборным картам, без задержки на согласование выдачи ТМЦ. Это еще один аргумент в пользу количественного пономенклатурного нормирования запасов вместо нормирования собственных оборотных средств в деньгах, т.к. лимитно-заборная карта может быть выписана только на конктерную номенклатуру запаса. А если мы нормируем не количество некой номенклатуры, а совокупную стоимость запасов, то как понять, что можно выдавать со склада по "быстрой" схеме?

2. Упрощение планирования закупки. При планировании закупок достаточно рассчитать объем ТМЦ, требуемых для восполнения запаса. Если же запасы не нормировать, то планирование закупок надо вести только адресно, т.е. по всем отдельным работам и заказам, подтверждающим потребность в ТМЦ (сырье, материалах, запчастях, резервном оборудовании и т.д.).

ПРОЧИЕ ВИДЫ ЗАПАСОВ

Видов запасов может быть и больше. Например, если по ряду позиций часто срываются сроки поставки, может также применяться страховой запас – дополнительный запас ТМЦ на случай задержки поставки. Страховой запас уместно применять только как дополнение к текущему оборачиваемому и только по позициям, где последствия от избыточного хранения запасов менее значимые, чем от возможной разовой задержки поставки.

Страховой запас не должен выбираться кем-либо. Он должен рассчитываться автоматически на основании данных о возможных задержках поставки, указанных снабженцами. Например, если при закупке раз в квартал мы имеем текущий оборачиваемый запас в 90 единиц чего-либо, а снабженцами указана возможность задержки поставки вплоть до месяца, то страховой запас должен составить дополнительные 30 единиц. При этом правила расходования текущего оборачиваемого и страхового запаса не разнятся.

В случае значимых задержек при транспортировке можно отдельно выделять транспортный запас, а при длительной подготовке материалов к производственному процессу – технологический. Однако в большинстве случаев такая детализация является чрезмерной. Как правило, достаточно выделения в пределах оборачиваемых запасов текущего и страхового запаса, где текущий будет включать в себя технологический, а страховой – транспортный.

Напоследок стоит заметить, что единого взгляда на классификацию видов запасов для управленческого учета не существует. Предприятия могут называть различные виды запасов как им угодно или даже вообще не выделять отдельные категории запасов.

Но, как видно по приведенным аргументам, подобная типизация позволяет в полной мере контролировать запасы (их сроки хранения и оборачиваемость), упрощать планирование закупок и сокращать время на получение ТМЦ, с минимальными затратами обеспечить готовность к непредвиденным аварийным ситуациям.

Тэги для поиска:
  • Запасы
  • Виды запасов
  • Типы запасов
  • Аварийный запас
  • Текущий запас
  • Оборачиваемый запас
  • Текущий оборачиваемый запас
  • Страховой запас
  • Нормирование запасов
  • Норматив запаса
  • Количественное нормирование запасов

По причине полной загрузки специалистов
до 02.08.2018 мы не принимаем заказов,
требующих оперативного выполнения.

Мы искренне благодарны нашим клиентам
за то, что обеспечивают нас непрерывным
потоком интересных заданий.

Если Вы хотите заранее договориться о
размещении заказа в нашем плане работ,
свяжитесь с нами через скайп или
по электронной почте.