МАСТЕРСКАЯ

ОБСЛУЖИВАНИЕ 1С УДАЛЕННО по Москве, СПб и всей России

ОБНОВЛЕНИЕ И ДОРАБОТКА КОНФИГУРАЦИЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА В 1С


СТАТЬИ


ERP / Управление запасами

Методика оперативного контроля исполнения бюджета

Виталий Роженюк
, 1 марта 2016

Методика быстрой оценки текущего состояния исполнения бюджета за счет оперативного мониторинга изменений доходной и расходной части бюджета. Применение описанного подхода позволяет своевременно управлять исполнением бюджета, чаще всего, за счет корректировки его расходной части.


Предположим, мы имеем некий бюджет предприятия или организации. Запланированы и согласованы его доходная и расходные части. Но постоянно что-то меняется. Имеют место слабо поддающиеся планированию события, которые влияют на имеющийся бюджет.

Рассмотрим ситуацию, когда стали известны факты, которые подтверждают изменение доходной части бюджета. Особенно если речь идет о сокращении доходной части. Или мы понимаем, что некоторых из запланированных в плановом периоде расходов не будет. Например, задержал поставщик партию товаров. Вполне ожидаемо, что и платить за них мы будем позже, а значит у нас сокращается расходная часть бюджета.

Факторов, которые влияют на исполнение бюджета множество. Но всегда будет потребность оперативно оценивать, «чувствовать» текущую ситуацию, чтобы своевременно принять важное решение по перераспределению или сокращению затрат.

В этой статье мы поговорим о том, как можно оперативно контролировать отклонение от планового бюджета и своевременно принимать решения об изменении бюджета. Чаще всего эти изменения будут касаться его расходной части, как поддающейся "прямому" управлению.

1 НЕОБХОДИМОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Предположим, что уже после подготовки бюджета мы получаем подтверждение фактов, говорящих о гарантированном сокращении доходной части. Возможно даже уже в отчетном периоде.

Какие действия в этой ситуации необходимо предпринять? Иногда это сокращение издержек (расходной, затратной части бюджета), иногда срочные маркетинговые мероприятия, иногда прочие управленческие решения, направленные на попытку увеличения доходной части. Часто эти решения неординарные, которые мы сейчас не предугадаем.

Какие бы ни были события, приводящие к отклонению от планового исполнения бюджета, всегда будет справедливо следующее утверждение. Чем раньше мы узнаем об отклонении от планового бюджета, чем раньше мы осознаем потребность внести изменения в бюджет, чем раньше мы обдумаем решение и примем меры – тем лучше. Абсолютно для любого предприятия и организации важно максимально оперативно выявлять значимые отклонения доходной и расходной части бюджета от плана. Крайне значимо как можно раньше внести корректирующее воздействие, которое позволит минимизировать последствия ошибки планирования или события, которое не могло быть учтено при планировании.

2 ОЦЕНКА ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Для своевременного получения сигнала о необходимости внести корректировки в бюджет необходимо контролировать отклонение от планового бюджета. До принятия прочих решений (корректирующих воздействий), этот плановый уровень можно считать оптимальным.

Оптимальный уровень – это некая нормаль, которую мы можем визуально представить как отображенная на графике линия. Уровень доходов и расходов, к которой желательно стремиться. Имея в качестве ориентира такой уровень мы можем упростить, а при необходимости и автоматизировать контроль отклонений от него.

3 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЛАНОВОГО БЮДЖЕТА РАСХОДОВ

В момент времени, когда факт отклонения от планового бюджета становится известен, необходимо принимать какие-либо управленческие воздействия.

Принимаемые действия на доходную часть бюджета чаще всего могут влиять косвенно – давать шанс её увеличения, но не гарантировать этого до момента наступления некого события.

Совсем другое дело расходная часть бюджета. Тут не только можно принимать какие-либо решения, но можно быть уверенным в их влиянии на бюджет. Например, можно закупить необходимые материальные ресурсы раньше времени или отсрочить их закупку, тем самым гарантировано сократив или увеличив расходную часть бюджета текущего периода. Правда вместе с обратным изменением расходной части бюджета того периода, на который или с которого мы переносим поставку товаров и оплату за них.

Решения по изменению расходной части бюджета, если они не вызваны факторами, на которые предприятие в целом или его отдельные сотрудники не могут оказать воздействия, должны проводиться без усугубления текущего прогноза эффективного расходования бюджета.

4 ХАРАКТЕР КОРРЕКТИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА РАСХОДНУЮ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

Исходя из логически обоснованного требования корректировки расходной части бюджета без усугубления текущего прогноза использования бюджета можно сделать очень простой вывод. Корректировки расходной части бюджета должны иметь обратный характер от характера воздействия на бюджет, оказываемого внешними факторами, на которые предприятие в целом или его отдельные сотрудники не могут оказать воздействия.

Так, например, если полная совокупность всех воздействий приводит к невозможности полного расходования бюджета (суммарно все срывы поставок поставщиками, сокращение потребности и падение цен превосходят объем возрастания внеплановой потребности и изменений за счет роста цен), то решения должны приниматься в направлении увеличения расходной части, например, дополнительного насыщения плана поставок (плана платежей) текущего периода. Данное насыщение может быть осуществлено за счет сдвига сроков закупки позиций плана закупок следующего периода.

Отталкиваясь от примера с планом поставок как частного случая расходной части бюджета, уместно и обратное. Если полная совокупность всех воздействий приводит к перерасходу бюджета по плану (суммарно все срывы поставок поставщиками, сокращение потребности и падение цен не перекрывают в полной мере объем возрастания внеплановой потребности и изменений за счет роста цен), то решения должны приниматься в направлении дополнительного переноса части позиций плана поставок текущего периода на более поздний срок.

Воздействие внешних факторов на бюджет (например, на план поставок и план платежей по поставкам) может нами только подтверждаться. Не всегда имеется возможность оказать прямое гарантированное влияние на поставщиков, погодные условия или прочие факторы, которые могут привести к срыву поставки. Поэтому в случае, если требуется корректирующее воздействие, оно может быть произведено за счет изменения тех факторов, на которые мы имеем влияние – например за счет изменения сроков поставки и оплат прочих периодов. Следовательно, т.к. принимаемые решения об изменении плана поставок часто затрагивают не менее двух периодов планирования, можно выделить еще одно логичное требование.

В некоторых случаях необходимо учитывать комплексный характер решений, сразу же вносить изменения в бюджет прочих (будущих) периодов, а также обеспечивать контроль скорректированного бюджета не только текущего, но и будущих периодов.

Отслеживание полного расходования бюджета и исполнение измененного бюджета будущих периодов может быть четко оценено без каких-либо дополнительных механизмов. Наиболее сложной задачей является получение объективных измеряемых критериев оценки характера произвольного воздействия на бюджет (например, вынужденной или возможной корректировки плана поставок) на прогноз эффективного расходования бюджета текущего периода. Наличие подобного критерия оценки характера корректировки должно обеспечить лицо или орган, принимающий решение о корректировке бюджета, всей необходимой информацией о целесообразности принятия того или иного решения.

Это и есть ключ к решению проблемы. Достаточно просто найти такой критерий оценки текущего использования бюджета. Заложить в него ту логику, которая позволит нам эффективно контролировать исполнение бюджета и управлять им в случае возникновения внеплановых событий.

5 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА

В качестве объективного измеряемого критерия, который позволит оценивать текущую ситуацию с использованием бюджета, можно применить коэффициент отклонения от планового расходования бюджета (далее – коэффициент ОПРБ). Данный коэффициент представляет собой отношение еще не выполненной расходной части бюджета текущего периода к остатку неизрасходованного бюджета текущего периода.

Сразу стоит оговорить, что применять подобную методику можно не только в отношении всего бюджета, но и отдельных его частей. Особенно это удобно в отношении таких расходных частей бюджета, как затраты на закупку товаров, работ, услуг. А потому, если в силу каких-либо причин применение предлагаемой методики в отношении всего бюджета в какой-либо организации не целесообразно, методику вполне можно применить только для повышения эффективности закупки товаров или расходов в любом другом направлении.

Даже если рассмотреть только часть бюджета, связанную с закупками, то можно выделить очень обширный перечень причин, которые могут влиять на текущую оценку оптимальности расходования бюджета. К таким событиям, которые влияют на коэффициент ОПРБ, а следовательно, на текущее состояние прогноза оптимального расходования бюджета, можно отнести:

  • возникшую внеплановую потребность подразделений в материальных ресурсах;
  • сокращение потребности в материальных ресурсах;
  • изменение цен или условий поставки позиций текущего плана поставок (например, при цене на товар, зависящей от курса валюты на дату поставки, отказу поставщика в поставке по ранее оговоренной цене с последующим согласованием изменения цены);
  • невозможность соблюдения сроков поставки (по вине поставщика, в связи с условиями поставки или по прочим причинам);
  • принятые решения по изменению плана поставок, плана закупок, плана платежей;
  • осуществленные поставки и оплаты за поступившие на предприятие товарно-материальные ценности.

Широкий список типов таких событий, а также высокая частота их возникновения говорят о высокой динамике изменения коэффициента ОПРБ. Другими словами ситуация с использованием бюджета меняется часто. Очень часто. Практически постоянно.

При высокой частоте событий влияющий на использование бюджета можно говорить о необходимости оперативного получения объективных измеримых показателей эффективности использования бюджета. Причем получения таких показателей при рассмотрении каждой корректировки расходной части бюджета. А высокая частота изменения ситуации, требующей оценки, подсказывает о целесообразности автоматизации схемы учета всех событий перечисленных типов, а также быстрого расчета коэффициента ОПРБ на их основе.

6 ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЛАНОВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Давайте попробуем перечислить основные выгоды, которые можно получить применяя весовой показатель текущего исполнения бюджета.

Использование коэффициента ОПРБ позволяет:

  • своевременно увидеть необходимость в корректировке бюджета или его отдельных частей, например, корректировки плана поставок;
  • при рассмотрении предложения корректировки расходной части бюджета владеть информацией о влиянии предлагаемой корректировки на выполнение бюджета в целом;
  • при возникновении отклонений от плановых показателей, до стабилизации ситуации с исполнением бюджета не давать исполнителям принимать решения, усугубляющие ситуацию с исполнением бюджета ниже заданного предела.

7 ВИЗУАЛЬНАЯ ФОРМА АНАЛИЗА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ АНАЛИЗА ИЗМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЛАНОВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Немного выше мы говорили о том, что предлагаемая методика может применяться не только ко всему бюджету как неделимому предмету анализа. Полностью аналогично можно управлять любой затратной (расходной) его частью. Например, точно в таком же виде может выглядеть анализ исполнения плана закупок и платежей.

Для анализа изменения коэффициента ОПРБ рационально рассматривать временные промежутки, на которых каждое отдельное событие (изменение потребности, оплата, корректировка плана поставок и т.д.) вносит изменение в значение коэффициента ОПРБ.

Визуальной формой анализа динамики изменения коэффициента ОПРБ может быть диаграмма, близкая по виду к биржевым «свечам». Пример диаграммы изменения коэффициента ОПРБ за месяц приведен на рисунке (Рисунок 1).

Пример диаграммы изменения коэффициента оптимального расходования бюджета за месяц

Рисунок 1 – Пример диаграммы изменения коэффициента оптимального расходования бюджета за месяц

7.1 Отображение оптимального уровня коэффициента ОПРБ

За оптимальный уровень коэффициента удобно принимать равное соотношение остатка позиций расходной части бюджета (например, открытых позиций плана платежей, оплата по которым планируется, но не проведена), к остатку бюджета. Соотношение при таком подходе можно выводить в процентах, принимая за 100% (процент выполнения на приведенном рисунке отражен на вертикальной шкале).

7.2 Отображение текущего значения коэффициента ОПРБ и его изменения

Текущий уровень коэффициента ОПРБ и его изменение отдельными событиями можно отображать на диаграмме прямоугольным блоком (столбцом) белого или черного цвета (Рисунок 2).

Пример отображения отдельных событий на диаграмме оценки оптимального расходования бюджета

Рисунок 2 – Пример отображения отдельных событий на диаграмме оценки оптимального расходования бюджета

Цвет столбца показывает характер воздействия события на изменение коэффициента ОПРБ: белый цвет – событие уменьшает значение коэффициента ОПРБ, черный – увеличивает.

Верхняя и нижняя грань столбца показывает значение коэффициента ОПРБ до и после события, а размер столбца – размер изменения коэффициента данным событием.

Пример отображения воздействия на коэффициент отклонения от планового расходования бюджета отдельных событий

Рисунок 3 – Пример отображения воздействия на коэффициент отклонения от планового расходования бюджета отдельных событий

Для улучшения восприятия возможно применение цветных диаграмм. Например, черный цвет заменить на красный или его оттенки, белый – на зеленый.

7.3 Отображение отклонения текущего значения коэффициента ОПРБ от оптимального уровня

Отклонение текущего значения коэффициент ОПРБ от оптимального уровня на диаграмме отображается тонкими линиями, соединяющими столбцы изменений с осью, соответствующей оптимальному распределению бюджета. Пример ухода коэффициента от оптимальных значений хорошо виден на первых двух иллюстрациях (Рисунок 1, Рисунок 2).

8 ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПЛАНОВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА

Так как событий, влияющий на оценку расходования бюджета множество, попробуем для примера рассмотреть одну целостную обособленную группу таких событий. Это позволит легко понять общую идею применения предлагаемой методики.

В качестве примера рассмотрим все события, которые влияют на планирование расходования бюджета на закупку материальных ресурсов (планирование закупок, то есть планирование поставок и платежей за эти поставки).

Если рассматривать только планирование закупок, то такими событиями является:

  • возникновение внеплановой потребности в материальных ресурсах;
  • сокращение потребности в материальных ресурсах, включенной в план закупок/поставок;
  • внеплановое изменение цен или прочих условий поставки товаров;
  • невозможность соблюдения плановых сроков поставки.

Перечень событий, конечно же, более широкий. Это только основные типы событий, влияющих на исполнение бюджета закупок.

Остается только обсудить, каким образом каждый тип события будет влиять на наш весовой критерий оценка, коэффициент отклонения от оптимального расходования бюджета. Как события этих типов будут отображаться на диаграмме и как будут подсказывать, какие меры необходимо предпринять.

8.1 Изменение коэффициента ОПРБ при сокращении или возникновении внеплановой потребности в дополнительных расходах (например, дополнительной потребности в материальных ресурсах)

Множество корректировок потребностей отдельных центров затрат является основанием для корректировку совокупной расходной части бюджета. Если говорить о плане закупок, то сокращение потребности в товарно-материальных ресурсах или, наоборот, возникновение внеплановой потребности в ТМЦ, конечно же повлияют на оценку исполнения бюджета, в данном случае – его расходной части.

Корректировка, вызванная дополнительной внеплановой потребностью, принимается без дополнительных условий, если после корректировки коэффициент ОПРБ остается меньше 1 (после корректировки остается предполагаемая экономия бюджета текущего периода).

Если после корректировки коэффициент ОПРБ находится в диапазоне от 1 до 1.1, решение необходимо принимать на основании анализа возможности резкого изменения коэффициента при последующих расходах. Т.е. на начало периода допускаются корректировки при условии изменения коэффициента до 1.1, а по мере сокращения остатка бюджета допустимый уровень изменения коэффициента падает до 1.

Изменение коэффициента ОПРБ при возникновении внеплановой потребности в средствах, например, в материальных ресурсах, на диаграмме выглядит как столбец черного цвета, отображающий увеличение коэффициента ОПРБ за счет расширения расходной части бюджета (в примере с материальными ресурсами за счет увеличения плана поставок). В такой ситуации характер изменения коэффициента ОПРБ не зависит от того, какое значение имеет коэффициент ОПРБ до корректировки. Пример отображения внепланового расширения расходной части бюджета, например, включения в план поставок внеплановых потребностей, приведен на рисунке (Рисунок 4).

Пример отображения включения внеплановой потребности в план поставок на диаграмме контроля оптимального расходования бюджета

Рисунок 4 – Пример отображения на диаграмме контроля оптимального расходования бюджета добавления внеплановой потребности в план поставок

Изменение коэффициента ОПРБ при сокращении потребности подразделений в материальных ресурсах на диаграмме выглядит как столбец белого цвета, отображающий снижение коэффициента ОПРБ за счет сокращения плана поставок (вне зависимости от того, какое значение имеет коэффициент ОПРБ до корректировки). Пример отображения сокращения плана поставок бюджетной комиссией приведен на рисунке (Рисунок 5).

Пример отображения на диаграмме контроля оптимального расходования бюджета исключения излишней потребности из плана поставок

Рисунок 5 – Пример отображения на диаграмме контроля оптимального расходования бюджета исключения излишней потребности из плана поставок

8.2 Изменение коэффициента отклонения от оптимального расходования бюджета при изменении цен или условий поставки

В некоторых случаях затраты на отдельные позиции плана закупок могут меняться без изменения количественной потребности в данных материальных ресурсах. Как правило такие изменения могут быть вызваны изменением цены на товар или дополнительными затратами на поставку товара, которые не были предусмотрены ранее. Например, изменение цены может быть возможным при согласованной цене на товар, зависящей от курса валюты на дату поставки или при отказе поставщика в поставке по ранее оговоренной цене с последующим согласованием изменения цены.

По своему воздействию на коэффициент ОПРБ снижение стоимости отдельной позиции плана поставок аналогично сокращению потребности в товарной позиции (всегда приводит к снижению значения коэффициента ОПРБ за счет сокращения плана поставок в денежном измерении, всегда отображается на диаграмме в виде белого столбца).

Воздействие на коэффициент ОПРБ роста затрат на поставку аналогично воздействию возникновения внеплановой потребности (всегда приводит к увеличению значения коэффициента ОПРБ за счет увеличения плана поставок в денежном измерении, всегда отображается на диаграмме в виде черного столбца).

8.3 Изменение коэффициента отклонения от оптимального расходования бюджета при невозможности соблюдения сроков поставки

Отклонения в сроках поставки могут быть вызваны различными причинами, например, срывом графика поставки по вине поставщика. Также в отдельных случаях срыв сроков поставки может быть обусловлен несогласованными своевременно условиями поставки, например, неделимостью груза.

Пример отображения исключения из плана поставок позиций, по которым становится понятным, что поставка не будет выполнена своевременно, приведен на рисунке (Рисунок 6).

Пример отображения исключения из плана поставок позиций, по которым не будет выполнена своевременная поставка

Рисунок 6 – Пример отображения исключения из плана поставок позиций, по которым не будет выполнена своевременная поставка

8.4 Нормализующее изменение коэффициента отклонения от оптимального расходования бюджета за счет корректировки плана поставок

Значительное отклонение коэффициента ОПРБ от оптимального значения сигнализирует о необходимости принятия срочных решений по корректировке плана поставок:

  • слишком большое значение коэффициента ОПРБ говорит о том, что план поставок значительно превышает остаток средств, а потому часть позиций плана поставок должна быть перенесена на следующий период;
  • слишком низкое значение коэффициента ОПРБ говорит о том, что имеются свободные средства в пределах текущих бюджетных ограничений, которые могут быть направлены на преждевременное выполнение поставок и оплат, первоначально запланированных на следующие периоды.

При слишком высоком значении коэффициента ОПРБ крайне важно своевременное рассмотрение вопроса переноса части позиций плана поставок на будущие периоды. До уточнения конкретного периода (например, месяца), хотя бы на ближайший следующий. Иначе по мере дальнейшего увеличения значения коэффициента ОПРБ менее приоритетные позиции уже могут быть поставлены и оплачены, и, как следствие, на следующий период потребуется перестановка позиций плана поставок, характеризующихся более высокой приоритетностью.

Нормализующее решение всегда носит характер обратного воздействия, т.е. при высоком значении коэффициента ОПРБ – снижает его, и, наоборот, при низком – увеличивает.

На протяжении одного периода планирования, например месяца, по мере расходования бюджета нет потребности в принятии корректирующих воздействий, которые обеспечат точное соответствие остатка позиций плана поставок и платежей остатку бюджета (коэффициент ОПРБ = 1). Достаточно обеспечить приближение коэффициента ОПРБ к оптимальному значению.

Последнее корректирующее воздействие должно обеспечить максимальный расход бюджета (не превысив бюджетные ограничения), т.е. максимально приблизить значение коэффициента к 1, при условии, что коэффициент ОПРБ обязательно должен быть меньше либо равен 1.

Пример отображения на диаграмме корректирующих решений бюджетной комиссией приведен на рисунке (Рисунок 7).

Пример отображения на диаграмме нормализующих решений по оптимизации исполнения бюджета

Рисунок 7 – Пример отображения на диаграмме решений по оптимизации исполнения бюджета

Важно обратить внимание, что к концу периода (по мере снижения остатка неизрасходованных средств) чувствительность коэффициента ОПРБ растет, а потому с большей вероятностью требуется более частое принятие решений о корректировке расходной части бюджета. В приделах рассматриваемых событий – в части корректировки плана поставок.

8.5 Изменение коэффициента оптимального расходования бюджета при оплате за поступившие на предприятие материальные ресурсы

Оплата за поступившие материальные ресурсы является единственным фактором, который может увеличивать или уменьшать значение коэффициента ОПРБ или оставить его неизменным, т.к. оплата за поступившие материальные ресурсы одновременно уменьшает на равное значение остаток неизрасходованного бюджета и остаток невыполненных позиций плана поставок.

Данный характер воздействия приводит к тому, что:

  • при значении коэффициента ОПРБ равного 1, коэффициент остается неизменным;
  • при значении коэффициента ОПРБ < 1, значение коэффициента уменьшается;
  • при значении коэффициента ОПРБ > 1, значение коэффициента увеличивается.

Соответственно, на диаграмме изменения коэффициента ОПРБ могут быть обозначены либо черными блоками выше оси оптимального отношения (при коэффициенте ОПРБ > 1), либо белыми, если значение коэффициента находится ниже оси оптимального отношения (при коэффициенте ОПРБ < 1).

Таким образом, оплата за поставленный товар всегда ухудшает оценку оптимального расходования бюджета, усугубляет текущий уровень отклонения от его оптимального исполнения.

Пример отображения на диаграмме изменений коэффициента ОПРБ при оплатах за поставленные материальные ресурсы приведен на рисунке (Рисунок 8).

Пример отображения на диаграмме изменения коэффициента оптимального расходования бюджета при оплатах за поставленные материальные ресурсы

Рисунок 8 – Пример отображения на диаграмме изменения коэффициента оптимального расходования бюджета при оплатах за поставленные материальные ресурсы

9 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ОПТИМАЛЬНОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ СПОРНЫХ РЕШЕНИЙ

В зависимости от ряда факторов может применяться одна из двух возможных схем сигнализации о необходимости корректировки расходной части бюджета.

  1. Фиксированный критерий: критерием необходимости срочной корректировки плана поставок является пересечение коэффициентом ОПРБ максимального граничного диапазона (например, выход коэффициента за границы 0.9 < КоэфОПРБ < 1.1). Пример применения фиксированного критерия схематически показан на рисунке (Рисунок 9).
  2. Зоны необходимости корректировки бюджета (плана закупок, плана платежей) при использовании фиксированного критерия

    Рисунок 9 – Зоны необходимости корректировки бюджета при использовании фиксированного критерия

  3. «Плавающий критерий»: критерием необходимости срочной корректировки плана поставок является пересечение граничных значений отношением коэффициента ОПРБ к остатку бюджета (снижение чувствительности к конце периода, но обязательное принятие решения в конце периода). Пример применения фиксированного критерия схематически показан на рисунке (Рисунок 10).
  4. Зоны необходимости корректировки бюджета (плана закупок, плана платежей) при использовании «плавающего» критерия

    Рисунок 10 – Зоны необходимости корректировки бюджета при использовании «плавающего» критерия

Описанная методика контроля оптимального расходования бюджета, конечно же, не является панацеей от всех бед. Однако она может очень ускорить принятие оперативных управленческих решений и повысить их качество. Ведь решения будут приниматься не основываясь на интуицию, а глядя на факты и их весовую оценку.

Если же добиться полной автоматизации учета событий, влияющих на оценку расходования бюджета, а также наладить четкий регламент оперативного реагирования на эти события, то, бесспорно, можно в значительной степени увеличить качество управления предприятием или организацией за счет более точного управления и исполнения бюджета.

Тэги для поиска:
  • Бюджет
  • Доходы
  • Расходы
  • Контроль
  • Исполнение

По причине полной загрузки специалистов
до 07.10.2018 мы не принимаем заказов,
требующих оперативного выполнения.

Мы искренне благодарны нашим клиентам
за то, что обеспечивают нас непрерывным
потоком интересных заданий.

Если Вы хотите заранее договориться о
размещении заказа в нашем плане работ,
свяжитесь с нами через скайп или
по электронной почте.